Новое в законодательстве РФ

Обзор по отдельным вопросам судебной практики Верховного Суда РФ о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 1 февраля 2012 г.).

Подготовлен обзор ВС РФ по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей. В частности, обращается внимание на следующее. В случае, когда гражданин, заключивший договор на оказание туристских услуг, отказался от их получения, указанное законодательство применяется. Даже если в договоре об оказании посреднических услуг (напр., риелторских) нет условия об их стоимости, последствия его нарушения регулируются законодательством о защите прав потребителей. Оно применяется и к отношениям, возникающим из договора долевого строительства, заключенного гражданином в целях приобретения в собственность жилья для личных нужд, не связанных с предпринимательством. Снабжающая организация действует незаконно, если она прекращает поставлять топливно-энергетические ресурсы организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные ресурсы. При этом отсутствует соглашение о подаче последних таким абонентам, в т. ч. гражданам-потребителям. При отказе исполнителя добровольно удовлетворить законные требования потребителя взыскивается штраф. Его размер снижается, если уменьшается общая сумма, присужденная в пользу потребителя. В случае, когда иск потребителя о взыскании с застройщика стоимости невыполненных работ и неустойки удовлетворен, на ответчика обязательно налагается указанный выше штраф. По общему правилу обстоятельства, освобождающие от ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательства, возникшего в сфере защиты прав потребителей, доказываются продавцом (изготовителем, исполнителем). В споре между покупателем и продавцом о качестве проданного товара продавец доказывает факт отсутствия недостатков либо факт их возникновения не по его вине.

Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 80 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54".

Внесены изменения в положение о государственном строительном надзоре в России. Установлено, что госнадзор не осуществляется при капитальном ремонте объектов. Срок надзора за строительством, реконструкцией, осуществляемыми на территории г. Москвы, в части уникальных объектов продлен с 1 января 2011 г. до 1 января 2013 г. Надзор за юрлицами и ИП регулируется Законом о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля (надзора) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Градостроительным кодексом РФ. Федеральные органы власти осуществляют федеральный государственный надзор, органы власти субъектов Федерации - региональный. Уточнено, какие требования необходимо соблюдать при реконструкции объектов.

Постановление Правительства РФ от 27 января 2012 г. N 35 "О внесении изменений в Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации".

МСФО, введенные в действие в нашей стране, размещаются на сайте Минфина России. Уточняется, как в России публикуются Международные стандарты финансовой отчетности и их Разъяснения. Официальным опубликованием документа международных стандартов считается его первое размещение в печатном издании, определяемом Минфином России, или на официальном сайте Министерства. Ранее предусматривалось, что документ международных стандартов публикуется в указанном печатном издании и размещается на сайте Минфина России. Министерство размещает (опубликовывает) на своем сайте в т. ч. документы международных стандартов, введенные в действие в России. Ранее - только информацию о таких документах, находящихся в процессе признания, и сведения об этапе признания.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 октября 2011 г. N 2451 "Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена".

Обновлены правила проведения ЕГЭ. Заново утвержден Порядок проведения ЕГЭ. Экзамен могут сдавать 4 категории лиц. Первая - обучающиеся, освоившие основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования и допущенные к государственной (итоговой) аттестации. Вторая - обучающиеся образовательных учреждений начального и среднего профобразования, освоившие федеральный образовательный госстандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ. Третья - выпускники образовательных учреждений прошлых лет, имеющие документ о среднем (полном) общем, начальном или среднем профобразовании (в т. ч. те, у кого срок действия ранее полученного свидетельства о результатах ЕГЭ не истек). Четвертая - граждане, имеющие среднее (полное) общее образование, полученное в образовательных учреждениях иностранных государств. ЕГЭ проводится по математике, русскому языку, литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английскому, французскому, немецкому, испанскому), информатике и информационно-коммуникационным технологиям. Система оценки результатов ЕГЭ устанавливается Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования. Лица, привлекаемые к организации ЕГЭ, а в период его проведения - также те, кто сдавал экзамен, несут ответственность за разглашение сведений, содержащихся в контрольных измерительных материалах. Рособрнадзору поручено организовать техобеспечение организации и проведения экзамена на федеральном уровне, изготовление бланков ЕГЭ и обеспечение ими экзаменационных госкомиссий в регионах. Приказ об утверждении прежнего порядка признан утратившим силу. Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 января 2012 г. Регистрационный № 23065.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг".

Разработана номенклатура медицинских услуг. Утверждена номенклатура (перечень) медицинских услуг. Ее разработка предусмотрена законом, который пришел на смену Основам законодательства об охране здоровья граждан. Код услуги состоит из буквенно-цифрового шифра от 8 до 11 (12) знаков. 1-й знак - это класс услуги. 2-й и 3-й - раздел (тип). 4-й и 5-й (6-й) - подраздел. С 6 по 11 знаки (с 7 по 12) - порядковый номер (группы, подгруппы). Перечень разделен на 2 класса ("А" и "В"), построенные по иерархическому признаку. 1-й включает услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение. 2-й - услуги, являющиеся комплексом таких вмешательств. Разделы класса "А" обозначают определенный тип медицинской услуги (напр., исследования с помощью радионуклидов и методы радиационной терапии). Подразделы - анатомно-функциональную область (напр., мышечная система). Разделы класса "В" - определенный тип услуги (в частности, врачебная лечебно-диагностическая). Подразделы - перечень медицинских специальностей. Следует отметить, что в 2004 г. Минздравсоцразвития РФ утвердило номенклатуру работ и услуг в здравоохранении, включающую 6 основных разделов. Раздел А - "Простые услуги". В - "Сложные и комплексные услуги". С - "Сложные и комплексные услуги. Состав". D - "Манипуляции, исследования, процедуры и работы в здравоохранении". F - "Услуги медицинского сервиса". Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 января 2012 г. Регистрационный № 23010.

Приказ Минфина РФ от 17 октября 2011 г. N 133н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей".

Как налоговики проверяют полноту учета выручки денежных средств? Регламентировано, как ФНС России проверяет полноту учета выручки денежных средств в организациях (кроме кредитных) и у индивидуальных предпринимателей. Речь идет о субъектах, осуществляющих расчеты наличностью и с использованием платежных карт. Контролируемому субъекту предъявляется поручение о проведении проверки. После этого запрашиваются документы, связанные с приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ. Если расчеты осуществляются без таковой, предоставляются документы по изготовлению, приемке, хранению, учету, выдаче, инвентаризации и уничтожению бланков строгой отчетности. Затем начинается проверка, в ходе которой изучаются финансовые и хозяйственные операции за исследуемый период. Контрольные действия проводятся сплошным и выборочным способами. Установлены документы, которые анализируются. Перед началом проверки у кассира запрашивается расписка о наличии/отсутствии наличности в ККТ, о предоставлении всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке, справок-отчетов кассира-операциониста, сведений о показаниях счетчика ККМ и выручке и др. Специалисты налоговой инспекции обязаны проверить наличность, находящуюся в денежном ящике ККТ. Определены права и обязанности должностных и проверяемых лиц, а также сроки проведения административных процедур. По результатам проверки составляется акт. Если выявлены нарушения, возбуждается административное производство. Уделено внимание формам контроля за исполнением регламента, а также досудебному (внесудебному) порядку обжалования решений и действий (бездействия) ФНС России и ее должностных лиц. Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 января 2012 г. Регистрационный № 22906.

Приказ Минфина РФ от 17 октября 2011 г. N 132н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения".

Применение ККТ: что вправе проверять сотрудники налоговых инспекций? Регламентирован порядок осуществления налоговыми инспекциями контроля и надзора за применением организациями и предпринимателями контрольно-кассовой техники (ККТ). Он не касается кредитных организаций. Проверяется соблюдение требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и использования. Детально прописаны права и обязанности проверяющих и проверяемых. Так, специалисты инспекции имеют право беспрепятственного доступа к ККТ, использованным контрольным лентам, накопителям фискальной памяти, программно-аппаратным средствам регистрации и хранения информации в ККТ, автоматизированным системам формирования бланков строгой отчетности и документов на них. Они вправе запрашивать документы о приобретении, регистрации, проверке исправности, техобслуживании, эксплуатации, ремонте ККТ. Сотрудники инспекции могут проверять выдачу кассовых и товарных чеков, бланков строгой отчетности, а также получать информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах. Они вправе взаимодействовать с сотрудниками ОВД. Проверяемый может присутствовать при контрольном мероприятии, давать объяснения, знакомиться с результатами проверки, обжаловать действия специалистов инспекции (в досудебном и судебном порядке). Сотрудники инспекции обязаны предъявить проверяемому поручение на проверку и служебные удостоверения. Регламентирована процедура проведения т. н. контрольной покупки. Может осуществляться сплошное или выборочное изучение финансовых и хозяйственных операций проверяемого за исследуемый период. Сотрудники инспекции также проверяют наличие на ККТ необходимых знаков и марок-пломб, реквизиты на отпечатанных кассовых чеках и др. Максимальный срок проверки - 5 рабочих дней. По ее результатам составляется акт в 2-х экземплярах. При выявлении признаков административного правонарушения возбуждается соответствующее дело. Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 января 2012 г. Регистрационный № 22921.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 декабря 2011 г. N 03-02-07/1-430.

Как налогоплательщику проявить осторожность и осмотрительность при выборе контрагентов? Налогоплательщик действует добросовестно, пока не доказано обратное. В частности, пока не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что он знал (должен был знать) о предпринимательстве, которое его контрагент фактически не осуществляет и не может исполнить обязательства по сделкам, оформленным от его имени. При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, рекомендуется исследовать среди прочих следующие признаки. Это отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, а также о его госрегистрации в ЕГРЮЛ; полномочия его руководителя (представителя) документально не подтверждены. Нет очевидных свидетельств, что эта организация может реально выполнить условия договора, существуют обоснованные сомнения в этом с учетом времени, необходимого на доставку (производство) товара, выполнение работ или оказание услуг.